Пять ошибок тех, кто открывает свой интернет-магазин

Чем больше людей задумывается о том, чтобы открыть свой интернет-магазин, тем сложнее выделиться среди них. Мы поговорили с Аллой Сокол из агентства «Смарт Трафик» и узнали, какие проблемы встречают новичков в этом бизнесе.

Модель работы онлайн-магазина кажется понятной даже новичку, а возможность продавать что-то необычное — лучшим вариантом работы «для души», о которой многие мечтают. Но если десять лет назад такой эксперимент быстро окупался и оправдывал себя, то сегодня рынок не так благосклонен к ошибкам начинающих.

Неудачный выбор направления

Сегодня практически в каждой нише у онлайн-магазина есть свои конкуренты. Часто более крупные и продвинутые, с удобным сайтом и большим ассортиментом.

Для новичков это значит, что выбирать направление нужно внимательно, изучив и оценив конкурентов. Например, многие сейчас закупают электронику в Китае и перепродают ее: пробиться среди этих раскрученных магазинов новичку будет сложно.

Но и концепция магазина с уникальными товарами и небольшим ассортиментом вряд ли прокормит создателя. Скорее такой бизнес станет поддержкой в развитии своего хобби. Любитель собирать модели кораблей может запустить тематический магазин — и собрать аудиторию единомышленников.

Отсутствие стратегии

«Сперва попробовать, а потом посмотреть, что получится» — для онлайн-магазина не самая удачная стратегия. Чтобы привлечь первых покупателей, придется потратить немало средств и сил.

С четким бизнес-планом станет понятно, сколько еще денег понадобится и когда проект начнет приносить желаемую прибыль. По нашему опыту: если над всеми процессами в онлайн-магазине работает один человек, ему понадобится как минимум полгода на то, чтобы изучить конкурентов, разобраться в процессах, документах, настройке рекламных компаний. И достаточно средств за это время он тратит впустую — на ошибки и эксперименты.

Недостаточно денег на продвижение

Чтобы сделать качественный магазин, нужны инвестиции, без них дело продвигается гораздо медленнее. Держите в запасе деньги и возможность работать в убыток, иначе вас обойдут конкуренты с большими кошельками: они постоянно борются за внимание покупателей.

Например, многие розничные магазины таргетируют объявления «ВКонтакте» на мам с детьми или женщин в декрете. Из-за этого стоимость такой рекламы выросла во много раз: многие товары просто перестали окупаться.

В расходах стоит учесть несколько пунктов:

  1. Разработка сайта: можно сделать свой на конструкторе или заплатить около 15 000 подрядчику.
  2. Контент: нужно не только описать все товары, но и настроить SEO.
  3. «Яндекс.Директ»: в расходы нужно заложить сумму на продвижение и за работу специалиста, если он нужен.
  4. Группа во «ВКонтакте»: создание, ведение и таргетированная реклама.

Недостаточно знаний

Запаситесь не только терпением, но и юридической поддержкой: онлайн-бизнес с большой скоростью обрастает законами. Если вы планируете запустить полностью «белый» бизнес по всем правилам, придется учесть много нюансов. Например, что делать с онлайн-кассой, как защитить себя в работе с поставщиками, как организовать возврат и обмен товара.

Вторая проблема — часть ИТ. Выбрать правильную платформу или с первой в жизни попытки разработать техзадание для конверсионного сайта не так просто. Ориентируйтесь на конкурентов: чем хуже их сайты, тем больше шансов, что покупатели придут к вам.

Третья большая область знаний — это реклама и продвижение. По нашим наблюдениям, лучше платить 10–15 тысяч в месяц за работу специалисту по контекстной рекламе с опытом, чем несколько месяцев «сливать» бюджеты впустую.

Магазин не нужен

Иногда проект отлично живет без интернет-магазина, особенно учитывая цену раскрутки сайта. Например, страница в Instagram для магазина одежды или объявления на «Авито» для продажи китайских товаров. Пожалуй, эти два сервиса сегодня остаются эффективными для начинающих и еще не исчерпали свой потенциал.

Стремление сделать очень качественный сайт сразу не всегда лучшее решение. Если конкуренция в выбранной нише позволяет, начать можно с магазина на конструкторе. Он накладывает свои ограничения, но зато на его примере можно изучить разный пользовательский опыт и понять, что и как работает.

Что же делать?

В первую очередь — здраво оценить размер инвестиций и срок окупаемости проекта.

Если есть серьезные сомнения, но вам очень хочется начать работать на себя, поищите фриланс в этой сфере. Займитесь ведением страниц магазинов в соцсетях: так можно досконально изучить интересную вам нишу. Станьте администратором интернет-магазина: он быстро узнает обо всех процессах в бизнесе. Или изучите таргетированную рекламу и «Яндекс.Директ»: некоторые владельцы малого бизнеса сами занимаются рекламой и не тратят лишних денег на продвижение.


Еще один из способов узнать больше про работу интернет-магазинов — пройти курс по созданию такого бизнеса. Например, в «Академии» HeadHunter.